Новости Фестиваля «НЕБО: теория и практика»

Сегодня исполняется 100 лет гражданской авиации России!

Сегодня исполняется 100 лет гражданской авиации России! Дорогие любители и знатоки «неба», поздравляем вас с этим замечательным событием!

9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны были приняты Постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Так официально появился воздушный флот.

Но на самом деле всё началось на несколько лет раньше. 26 мая 1913 года в небо впервые поднялся четырехмоторный самолёт «Русский витязь» весом 4 тонны. Его создателем был Игорь Сикорский. Строительство самолёта вызвало большое скептическое внимание. В то время считалось, что самолёты уже достигли предела своих размеров, а большая авиация невозможна. Однако самолёт успешно поднялся над аэродромом, сделал несколько кругов и совершил мягкую посадку, вызвав овации наблюдателей.
По образу самолёта «Русский витязь» Игорь Сикорский спроектировал биплан «Илья Муромец» — первый в мире пассажирский самолёт с отоплением, электрическим освещением и спальной комнатой.

В ноябре 1921 года было основано совместное Русско-германское общество воздушных сообщений (Deruluft), которое в мае 1922 года открыло первую в России регулярную международную почтово-пассажирскую линию Москва—Кёнигсберг, в 1926 году продлённую до Берлина. В 1923 году общество «Добролёт» открыло первую регулярную почтово-пассажирскую авиалинию Москва—Нижний Новгород.

Однако первые полёты граждан в качестве пассажиров на самолётах начались раньше. В русской литературе представлен ряд свидетельств о некоторых из таких полётов. Например, великий русский писатель Александр Иванович Куприн, который в 1906-1919 годы жил и работал в Гатчине, в 1911 году написал небольшой рассказ «Мой полёт». В этом произведении он описал свой опыт полёта в качестве пассажира на аэроплане, управляемом его другом, спортсменом и одним из первых русских авиаторов Иваном Михайловичем Заикиным. К сожалению, этот опыт оказался неудачным, случилась авария. Самолёт «Фарман» разбился, но оба авиатора, к счастью, остались живы. Впечатлённый случившимся писатель закончил рассказ словами: «Что касается меня — я больше на аэроплане не полечу!».

В 1920-1921 годах в Советской республике появились первые воздушные линии по доставке почты и пассажиров из Москвы в другие города страны.

В начале 1921 года вышел декрет Совнаркома № 40 «О воздушных передвижениях» — первый в стране законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений над территорией России и над её территориальными водами.

И 9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны были приняты Постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».

Первый пассажирский авиарейс появился 15 июля 1923 года из Москвы в Нижний Новгород. Перелёт занял 3,5 часа, проходил на высоте 250 метров, а его протяженность составляла 420 км. Организовало авиаперевозки акционерное общество «Добролёт» на самолётах Junkers F13.

Первый перелёт выполнил пилот Яков Моисеев. Самолёты Junkers F13 брали на борт 4 человека, летали без радиосвязи с землёй, ориентируясь по рекам и железной дороге. Рейсы выполнялись только в хорошую погоду. Регулярное авиасообщение по этому направлению проходило до закрытия Нижегородской ярмарки 22 сентября. По маршруту перевезли 270 пассажиров. Сегодня это один рейс. Благодаря высокому мастерству пилотов регулярность полётов была образцовой — случилось только два опоздания рейсов, не более чем на 12 минут и был отменён один рейс из-за плохой погоды на маршруте. Часто на место бортмеханика брали пятого пассажира, полностью используя грузоподъёмность «юнкерсов».

За годы развития гражданской авиации изменились воздушные суда, трассы, построены аэропорты и созданы условия для комфортного пребывания пассажиров. Но главное всегда оставалось — люди. Именно люди двигали российскую авиацию вперёд, совершая безумные перелёты, открытия, изобретая удивительные инженерные решения! И мы, создавая фестиваль «Небо: теория и практика» ориентировались на людей — наших героев — конструкторов, инженеров и чемпионов-спортсменов. И сейчас, пять фестивалей спустя, мы делаем не просто авиашоу для наших зрителей, а рассказываем и показываем, как мечты становятся реальностью, увлечения и хобби — делом всей жизни. Уверены, развитие российской авиации в том числе и за гостями нашего фестиваля! С праздником всех причастных! Ура!