Участник авиаэкспозиции фестиваля — истребитель И-15бис!

Начнем свой рассказ с истории, которую очень хорошо описал в книге про истребитель И-15бис Михаил Маслов.

Участник авиаэкспозиции фестиваля — истребитель И-15бис!

Перед Второй мировой войной практически все самолеты-истребители, состоящие на вооружении советских ВВС, были созданы в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. В период с 1934 по 1942 годы авиазаводы произвели более 16 тысяч истребителей И-16, И-15, И-15бис и И-153. Значительная часть этой крылатой армады принимала участие в воздушных сражениях с 1936 по 1945 годы.

Полутороплан И-15бис в ряду других поликарповских истребителей смотрится середнячком. Особыми достоинствами не блистал, более того, не успев появиться, устарел практически безнадежно по всем своим характеристикам. Тем не менее, оказывается, что этот ладный и гармоничный с виду самолетик успел «отметиться» практически везде: в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в зимней войне с Финляндией, прошел всю Великую Отечественную войну вплоть до японской кампании.

Сохранением легендарных самолетов победы занимается фонд «Крылатая память победы». Данный самолет был восстановлен в 2002 году. Восстановлением самолета для фонда занималась новосибирская компания «Авиареставрация», это был второй самолет данного типа, который восстановила известная реставрационная мастерская. Главным обстоятельством выбора данного типа явилась возможность оснащения самолета двигателем АШ-62ИР, используемого на самолете Ан-2. Данный двигатель является современным вариантом еще довоенного двигателя М-62, по весу около 600 кг и мощности 1000 л. с. ему полностью соответствует.

Реставрация И-15бис велась в соответствии с принятыми правилами. Во-первых, были предприняты поиски всей возможной необходимой документации: конструктивных чертежей, технических описаний, инструкций по сборке, техническому обслуживанию и летной эксплуатации. Во-вторых, в процессе восстановления использовались элементы И-15бис, обнаруженного в Карелии в 1997 году и наиболее вероятно принадлежащего 65-му штурмовому авиаполку.

При восстановлении летного экземпляра И-15бис использовались некоторые несиловые элементы найденных частей самолета: фрагменты обшивки внутреннего капота, элементы пола и крепления пулеметов ПВ-1, обтекатели межкрыльевых стоек крыла. При восстановлении за самолетом закреплен заводской № 4439, соответствующий серийному И-15бис с двигателем М-62.

Летом 2002 года окончательная сборка И-15бис № 4439 завершилась и самолет поступил для полетного тестирования. Первый полет и заводские испытания на аэродроме «Евсино» под Новосибирском выполнил летчик-испытатель Сергей Дадыкин в июле 2002 года. Были отмечены высокая устойчивость в полете, мягкость управления и отличные пилотажные свойства самолета. Двигатель АШ-62ИР работал без перебоев.

В 2020 году на Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ самолет изменил свою окраску и теперь обновленный И-15бис можно будет увидеть в наземной экспозиции авиационной техники на нашем фестивале.